✨ОСОБОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ✨ в балет от ВЕЛИКИХ. Еженедельная воскресная рубрика.
🩰ИСТОРИЯ БАЛЕТНОЙ ТУФЕЛЬКИ. ПУАНТЫ.
🔷 Своему названию, «pointe — острие», обязаны французскому языку, хотя появились впервые в Италии. Стоит сказать, что ещё до появления этой обуви, танцовщицы уже поднимались на высокие полупальцы и даже на кончики пальцев.
🔷 До сих пор историки балета ведут споры о первой балерине, вставшей на пуанты! По рецензиям критиков XIX века, заметкам зрителей, а также по литографиям можно назвать несколько имен. Это итальянка Фортуната Анджолини, а также француженки Женевьев Гослен и Фанни Биас. Но точно одно — все первые достоверные упоминания о танце на пуантах связаны с хореографом Дидло.
🔷 12 марта 1832 года впервые балерина Мария Тальони весь спектакль полностью танцевала на пуантах. Это был балет Филиппо Тальони «Сильфида». Для создания волшебного образа туфли Марии сделали более жесткими, добавив внутрь жесткий каркас, называемый сейчас «стаканом».
🔷 Авдотья Истомина, которую увековечил в своей поэзии А. Пушкин, стала первой русской балериной, танцевавшей на пуантах. Интересный факт, что она тоже училась у Шарля Дидло, когда хореограф работал в России. Так что именно Дидло «поставил» балерин на пуанты.
🔷 К середине XIX века пуанты стали очень популярны. А в XX веке танец на пуантах стал уже балетной классикой. Мариус Петипа ввел в спектакль элемент, ставший впоследствии обязательным для всех ведущих балерин — 32 фуэте на пуантах.
🔷 Гениальная русская балерина Анна Павлова - главная муза романтического балета, объехала с гастролями весь мир, по приблизительным подсчетам дала около 9 тысяч спектаклей. Итальянский мастер Ниннолини изготовлял для нее в год в среднем более ☝️2 тысяч балетных туфель.
🔷 Балерины зачастую называют свои волшебные туфельки не «пуантами»... они говорят «пальцы». Так что, услышав от балерины фразу «Сломались пальцы - надо их залить клеем, поставить на батарею», вы поймете, что это совсем не страшно.
🔷 В начале XX столетия итальянец, эмигрировавший в США, мастер обуви Сальваторе Капецио совершил еще один прорыв в развитии пуантов. Он стал создавать каждую пару туфель с учетом индивидуальных особенностей стопы балерины. Что интересно, сборка 50 деталей пуантов производится до сих пор вручную.
🔷 Сегодня выбор пуантов огромен, туфли различаются по жесткости, полноте и глубине. Но, как и в XIX веке, чтобы встать на пуанты, балерина должна их «сломать», то есть, сделать так, чтобы они приняли форму ступни, иначе танцевать на пальцах будет невозможно.
🔷 Все большую популярность набирают пуанты, сделанные из эластомерных материалов, имеющих эффект памяти, поэтому стелька не ломается, стакан не деформируется, а стопа подстраивается под туфли. Кроме того, благодаря плотной ткани с проклеенной подкладкой пятак не рвется, и пуанты долго сохраняют опрятный вид.